-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в NordWarrior

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.12.2008
«аписей: 67
 омментариев: 104
Ќаписано: 245

»нтересные, но малоизвестные факт об »лье ћуромце

ѕ€тница, 02 январ€ 2015 г. 15:59 + в цитатник

1 €нвар€ Ц день пам€ти »льи ћуромца. ѕравославна€ церковь чествует его как св€того, а народ Ч как главного богатыр€ –усской земли. ¬споминаем »лию ѕечерского Ч »лью ћуромца.

ѕочему богатырь св€т?

—лово Ђбогатырьї ассоциируетс€ у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотретьс€ в него, мы легко увидим там кое-что еще Ч слова ЂЅогї или Ђбогатыйї. –усский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. —лово Ђбогатырьї по€вилось в летопис€х в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. ƒо него слав€не использовали более однозначные слова: "храбр" или "хоробр", то есть "удалец". √овор€т, что сила богатырей по своему происхождению не только физическа€. ќни превосход€т врага в том, что сто€т на стороне правды. ј Ѕог, как известно, Ђне в силе, а в правдеї. ј тридцать лет, которые герой провел Ђна печиї, следует понимать не как годы бездель€ и праздности, а как врем€ научени€ смирению и подготовки к служению.

ѕочему он сидел на печи?

»з былин известно, что все свое детство и отрочество »ль€ ћуромец просидел на печи. —ообщаетс€, что в 30 лет Ђне имел »ль€ во ногах хождени€ї. ”ченые, исследовавшие мощи св€того, отметили в по€сничном отделе искривление позвоночника вправо и €вно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Ёто значит, что в юности св€той действительно мог страдать параличом. Ђ алики перехожиеї, которые €вились в былине к »лье, могли быть, по одной из версий, народными целител€ми, вправившими »лье позвонки и отпоившими его целебным отваром. ј по другой, исцеление и сила Ч чудо, дарованное »лие Ѕогом.

ѕрозвище „оботок

Ђ»ль€ ћуромецї звучит куда серьезнее и впечатл€юще, чем Ђ»ль€ „оботокї. “ем не менее, оба этих прозвища принадлежали св€тому преподобному »лие ѕечерскому. „оботок Ч это, как известно, сапожок. ѕрозвище это получил »ли€ ћуромец после того, как ему пришлось однажды оборон€тс€ от непри€телей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. ¬от как повествует об этом документ  иево-ѕечерского монастыр€:

Ђ≈сть также один великан или богатырь, называемый „оботка, говор€т, что на него напало однажды много непри€телей в то врем€, когда он надевал сапог, и так как второп€х он не смог захватить никакого другого оружи€, то начал защищатьс€ другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвищеї.

Ќо это был не первый случай, когда »лье приходилось оборон€тьс€ подобным оружием. ¬ одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:

» он начал тут
шеламом помахивать,
 ак в сторону махнет Ч
так тут и улица,
јй в другу отмахнет Ч
дак переулочек.

÷ензурные упущени€

Ќе все св€зывают образ былинного »льи ћуромца со св€тым »лией, чьи мощи поко€тс€ в пещерах  иево-ѕечерской Ћавры. “акое разделение Ч на сказочного »лью и реально существовавшего человека Ч во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усили€ дл€ того, чтобы сделать из св€того сказочного геро€-воина. Ќеобходимо было секул€ризовать этот образ, дехристианизировать его. Ќапример, именно в это врем€ был искажен эпизод былины, в котором Ђкалики перехожиеї исцел€ют »лью. ¬ дореволюционном издании былины значилось, что Ђкаликамиї были ’ристос и два апостола. —оветское же издание умалчивает об этом.

ѕотомки »льи ћуромца

—ело  арачарово сейчас входит в состав города ћурома. ј на месте, где сто€ла изба ћуромца, недалеко от “роицкой церкви, куда герой таскал с ќки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер √ущиных. ”лица ѕриокска€, 279. —естры √ущины считают себ€ потомками »льи ћуромца в 28 колене.

ѕрапрадед сестер √ущиных »ван јфанасьевич наследовал богатырскую силу »льи ћуромца. ќн мог легко т€нуть на себе воз, если лошадь не справл€лась. ј местные власти в свое врем€ запретили ему участие в кулачных бо€х из-за смертельной силы удара. ѕо другой версии, в бо€х этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: св€занными руками.

»нтересно, что недавно при чистке ќки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Ќо не смогли вытащить на берег!

ћуром или ћоровск?

Ќе так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина св€того Ч не ћуром, а город ћоровск (ћоровийск) в ”краине.

Ђ¬ славном городе во ћуроме, во селе во  арачаровеї Ч так былины рассказывают нам о месте рождени€ богатыр€. Ќе раз и сам он вспоминает родные места, затер€вшиес€ среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

¬ той же „ерниговской области, что и ћоровск, находитс€ город  арачев, созвучный с  арачаровым. » даже село ƒев€тидубье и река —мородинна€.

ќднако сейчас место происхождени€ »льи ћуромца установлено точно. Ёто русский город ћуром, село  арачарово.

Ќа «ападе

”дивительно, но св€того »лию ћуромца знают и на «ападе, ведь он €вл€етс€ главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказани€х. ¬ этих поэмах его тоже зовут »льей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. ¬ германском эпосе Ћомбардского цикла, в поэме об ќртните, повелителе √арды, д€д€ повелител€ Ч »ль€ –усский (Ilian von Riuzen). ќн участвует в походе на —удере и помогает ќртниту добыть невесту. — женой и детьми »ль€ не виделс€ почти год, и в поэме говоритс€ о его желании вернутьс€ на –усь.

ƒругой пример Ч скандинавские саги, записанные в Ќорвегии примерно в 1250 году: Ђ¬илькина-сагаї или Ђ“идрек-сагаї из северного свода повествований о ƒитрихе Ѕернском. ” правител€ –уси √ертнита было два сына от законной супруги ќзантрикс и ¬альдемар, а третий сын от наложницы Ч »лиас. “аким образом, »ль€ ћуромец согласно этим сведени€м не более и не менее, а кровный брат ¬ладимира Ч впоследствии ¬еликого киевского кн€з€.

»сточник: 7 неизвестных фактов об »лье ћуромце


ѕонравилось: 2 пользовател€м



Santorina   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 02 январ€ 2015 г. 16:13 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
artizona   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 02 январ€ 2015 г. 18:08 (ссылка)
C Ќќ¬џћ 2015-м √ќƒќћ!

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
metronus   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 02 январ€ 2015 г. 19:59 (ссылка)
 лассно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерсоны   обратитьс€ по имени —уббота, 03 январ€ 2015 г. 12:41 (ссылка)
ƒа неожиданно =)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку